Такеши Китано
Родился 18 января 1947 в Адати, Токио, Япония
Такеши Китано, это японский комедиант, актер, телеведущий, писатель, поэт, художник, и конечно же он более известен как режиссер, чьи уникальные работы широко известны как в родной Японии так и за рубежом. Фильмы Китано чаще всего повествуют о гангстерах якудза или полиции, отличительной чертой его фильмов стали длительные сцены, в которых долго ничего не происходит, но сразу же за ними следует стремительная череда сюжетных событий. Многие его фильмы наполнены нигилистической философией, но в них так же присутствует тонкий юмор и несравненное чувство привязанности к персонажам. Пока растет международная слава Китано, как режиссера, для Японской публики, он все еще имеет большую известность как телеведущий и комедиант.
Китано родился в Адати, Токио в 1947 году, после того как Такеши бросил учебу в Университете Мейдзи, 4 года он учился на инженера, он устроился работать в ночной клуб, где он начал перенимать искусство развлечения публики у комедианта Сензабуро Фуками (Senzaburo Fukami). Однажды Фуками заболел и не вышел на работу, его место на сцене занял Китано, и так началась его новая карьера. В 1970 году вместе со своим другом Киеши Канеко (Kiyoshi Kaneko) они образовали комедийный дуэт. Такие дуэты выступающие с импровизациями в Японии известны под названием манзай (manzai), обычно это представлено как соревнование между двумя комедиантами. В 1976 они впервые выступили на телевиденье, и сразу же получили доступ на национальный уровень. Причина такой популярности заключается в тематике шуток Китано, которые более рискованны, чем традиционный манзай. Объектом его шуток часто становились социальные категории, включая пожилых людей, инвалидов, детей, женщин. Усиление цензуры было вызвано поступлением жалоб на шутки Китано. Несмотря ни на что этот дуэт был одним из самых удачных дел Китано в 70-80 годах, позже Китано решил выступать сольно и дуэт распался. Некоторые автобиографические элементы описывающие его карьеру манзай можно увидеть в картине Ребята возвращаются (Kids Return) (1996). В большинстве сцен Китано играет гангстеров или других резких персонажей, и его первая главная роль была в фильме Нагиса Осима (Nagisa Oshima) Счастливого Рождества, мистер Лоуренс! где он играл роль сержанта концлагеря времен второй мировой войны.
После нескольких других ролей, чаще комедийных, в 1989 Китано пригласили сняться в главной роли в фильме Жестокий полицейский (Violent Cop/Sono Otoko,), его герой асоциальный полицейский, решающий все ситуации насилием. Когда заболел режисер (Киндзи Фукасаку/Kinji Fukasaku), Китано предложили заняться этим, и он практически полностью переписал сценарий. В результате фильм получил невероятный успех у критиков и большие кассовые сборы в Японии, так началась режиссерская карьера Китано. Вторым фильмом Китано в качестве режессера, и первым в качестве сценариста, стал фильм выпущенный в 1990 году, Точка кипения (Boiling Point). Масахико Оно сыграл главную роль, юноша, тренеру по бейсболу которого угрожает местная банда. Он и его друг едут на Окинаву, чтобы купить там оружие и отомстить, на своем пути они знакомятся с персонажем Китано, у которого свои планы мести. При полном контроле над режиссурой и сценарием, Китано вырабатывает в этом фильме свой стиль: смесь шокирующего насилия и эксцентричного черного юмора. Фильм потерпел неудачу и даже не окупил средства затраченные на съемку. Третий фильм Китано, Сцены у моря (A Scene at the Sea), вышедший в 1991, повествует о глухом уборщике мусора, который, найдя доску для серфинга решил научиться обращаться с ней. Девушка (тоже глухая) наблюдает за его стараниями и помогает ему во всем. Следующей работой Китано стал фильм Сонатина (Sonatine)(1993). Китано играет роль якудзы из Токио, которого посылает на Окинаву его босс, чтобы прекратить местные войны банд. В 1995 выходит фильм «Снял кого-нибудь?»(Getting Any?), в котором Китано возвращается к своим комедийным корням.
В августе 1994, Китано попал в аварию на своем мотоцикле, полученные травмы привели к парализации одной стороны тела, и потребовалось хирургическое вмешательство, для восстановления мышечной активности. Большинство зарубежной прессы спекулировало слухами о том, что Китано возможно больше не сможет работать. Китано прекратил появление таких слухов сразу же после своего восстановления, выпустив в 1996 году фильм «Ребята возвращаются», который стал самым успешным в Японии, в свое время. После «случая» с мотоциклом, Китано взялся за рисование, его стиль в чем-то копирует работы белорусского художника Марка Шагала. Его работы издаются в артбуках, выставляются в галереях, и украшают большинство обложек саундтреков к его фильмам. Его рисунки также присутствуют в одном из самых одобряемых критиками фильме, «Фейерверк» (1997). «Кикуджиро» (Kikujiro), вышедший в 1999, показывает Китано как разгильдяй, путешествующий в паре с парнем, который ищет свою. «Брат» (Brother) (2001), снимался в Лос-Анджелесе, здесь Китано в роли изгнанного из Токио якудзы, и устроившего в Лос-Анджелесе империю нарко-торговли, в становлении которой ему помогает местный гангстер. Несмотря на громкие слухи вокруг первого фильма снятого на английском, он был встречен достаточно холодно, как в штатах, так и за их пределами. «Куклы» (Dolls) (2002) этот фильм Китано только режиссировал, в фильме три различные истории о вечной любви; публика и критики неблагоприятно восприняли эту ленту.
Между двумя неудачными лентами «Брат» и «Куклы», Китано стал «мальчиком для битья» для американской прессы, которая предположила, что он перестал снимать хорошие фильмы. Критики Европы и Азии не были столь категоричны, но все же высказывались более сухо об этих фильмах нежели о предыдущих работах. 2003 год Китано режиссирует и снимается в фильме «Затойчи», который заставляет замолчать всех критиков. Последний фильм Китано, «Такешиз» (Takeshis) вышел в Японии в ноябре 2005 с необычным подзаголовком на английском, "500% Kitano - Nothing to Add!"- «500% Китано – Нечего добавить».
Фильмография
Режиссер
1989 «Жестокий полицейский»
1990 «Точка кипения»
1991 «Сцены у моря»
1993 «Сонатина»
1995 «Снял кого-нибудь?»
1996 «Ребята возвращаются»
1997 «Фейерверк» (Золотой Лев на Венецианском кинофестивале)
1999 «Кикуджиро»
2000 «Брат»
2002 «Куклы»
2003 «Затойчи» (Серебряный Лев Венецианского кинофестиваля)
2005 «Такешиз»
Актер
1980 «Макото-чан» (озвучивание одного из персонажей аниме)
1981 «Данпу Ватаридори»
1981 «Манон»
1982 «Летний секрет»
1983 «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!»
1989 «Жестокий полицейский»
1990 «Точка кипения»
1993 «Сонатина»
1995 «Снял кого-нибудь?»
1995 «Джонни-мнемоник»
1995 «Гонин»
1997 «Фейерверк»
1998 «Глаза Токио»
1999 «Кикуджиро»
1999 «Табу»
2000 «Брат»
2000 «Королевская Битва»
2001 «Королевская Битва: Спецвыпуск»
2003 «Затойчи»
2003 «Королевская Битва2: Реквием»
2004 «Изо»
2004 «Кровь и Кости»
2005 «Такешиз»
Награды
Коньяк-1995
Critics Award - "Сонатина"
Сезар-1998
(номинация) лучший иностранный фильм ("Фейерверк")
European Film Awards-2003
(номинация) Screen International Award - "Затойчи"
European Film Awards-1997
Screen International Award - "Фейерверк"
Сан-Пауло-1997
Critics Award - "Фейерверк"
Торонто-1997
People's Choice Award - "Затойчи"
Вальядолид-1999
лучший актер ("Кикуджиро")
ФИПРЕССИ - "Кикуджиро"
Венеция-2003
Audience Award - лучший фильм ("Затойчи")
Future Film Festival Digital Award - "Затойчи"
Open Prize - "Затоичи"
Special Director's Award - "Затоичи"
Венеция-1997
Золотой лев - "Фейерверк"
Фильмы Такеши Китано.
Девять причин, почему их необходимо смотреть
1. У Китано абсолютный режиссерский слух. Когда в начале "Жестокого полицейского" не терпящий отлагательств коп Азума идет по пешеходному мосту, минут пять, на камеру, под японизированного Эрика Сати, понимаешь: шутки кончились.
2. Никто не снимает сейчас кино чище, чем Китано. Это кино жестов и взглядов. Слова ему не нужны. Оно на две трети состоит из пауз. В них пространство раскрывает всю абсурдность происходящего, но люди не замечают этого.
3. Китано — это Япония, какой мы ее еще никогда не видели. У Японии есть злачный низ (якудза, школьное садомазо) и благородный верх (самурайский кодекс, чайная церемония). И нет середины. Китано первым связал низ с верхом в своих непристойных самурайских трагедиях о неизбежной судьбе с глушителем американского производства.
4. Китано — отличный комик. Не только по первой профессии. Не только в комедиях. Полумертвый солнечный луч высвечивает из темноты контуры мужского лица. Мужчина крайне сосредоточен; кажется, он готовится к прыжку. Потом дверь распахнется, и мы поймем, что он сидел на горшке. Так начинается самый хамский фильм Китано "Точка кипения".
5. Насилие Китано. Никаких гор трупов, никакого балета пуль. Палочкой для лапши в глаз. Бейсбольной битой по горлу. Мордой в унитаз. По-дурацки, скомканно. Дико страшно. Очень смешно. Тарантино не зря называет его учителем.
6. Китано — красивый мужчина. Смотреть на его евразийское лицо не менее приятно, чем на Богарта или Делона. Теперь, когда это лицо наполовину парализовано из-за мотоциклетной аварии, — еще приятнее. Больше харизмы.
7. Китано — это настоящее мужское кино. Мужчины понимают его без слов. Женщины узнают про ахиллесовы пяты. Жизнью мужчин управляет неписаный Код. Их желания несущественны. Уклониться от Кода — значит потерять честь. Мы все хотели бы уметь держать пулю, как он.
8. Китано постоянно ускользает. Когда он шутит, а когда говорит всерьез — совершенно непонятно. Он не хочет быть пригвожден. Поэтому он разный. Снимает кино для всей семьи: малышам — "Кикуджиро", потом для старшенького — "Снял кого-нибудь?", а уж ночью, для родительских тайных радостей, — "Жестокий полицейский".
9. Китано знает толк в смерти. Он виделся с ней на своем мотоцикле и не был ей чужим до этого. Настоящий самурай не думает ни о чем, кроме нее, поэтому смерть не может застичь его врасплох. Когда все кончено, только и можно жить. Но это уже после собрания сочинений.
Михаил Брашинский, Afisha.Ru
Цитатник Китано
* Я всегда хотел снять костюмный исторический фильм. Я даже написал два таких сценария, но из-за финансовых ограничений не смог поставить фильмы. Несколько лет назад Таёко Сайто (исполнительный продюсер "Затоiчи") попросила сделать фильм о Затоiчи. Я согласился при условии, что мне предоставляется полная свобода, естественно, без искажений основных исходных данных персонажа.
Во время монтажа я вдруг осознал, что, возможно, Затоiчи худший из всех персонажей всех моих фильмов, потому что, как только он появляется в деревне, там начинается настоящая бойня. Крестьяне ничего у него не просили. Да, их угнетали, но им хватало того простого факта, что они живут. Внезапно, я вдруг сравнил свою историю с событиями в Ираке. Перевернув в деревне всё верх дном, Затоiчи, вторженец со стороны, исчезает. Его психология крайне элементарна: он здесь для того, чтобы убивать плохих. Он ищет столкновения с ронином (самурай, ставший наёмником) только лишь затем, чтобы узнать, кто из них двоих сильнее. В сущности, мне кажется, что у него несколько примитивное мышление!" (смеётся)
* Я делаю всё возможное, чтобы никогда не скучать. Я жонглирую, рисую, играю на рояле, пусть даже плохо. Иногда даже мне удается уснуть!
* Я не люблю, когда меня спрашивают, почему я сделал то-то и то-то. Меня это раздражает. Я делаю фильмы, у меня нет желания объяснять себя.